Вокруг жизни Людвига II Баварского так много мифов, что уже трудно разобраться, где, правда, а где вымысел. Он сам сложил о себе сказку.
Родители не уделяли большого внимания детям, поэтому юный мечтательный Людвиг искал убежище в романтическом мире легенд. А сказки Людвигу рассказывал сам Ганс-Христиан Андерсен, специально приглашаемый для этого родителями. Наверное, поэтому он и мечтал всю жизнь о замках и рыцарях. И не только мечтал, но и строил их!
Людвига считают самым красивым королём Европы. Он был писаным красавцем очень высокого роста, с пышными тёмно-каштановыми вьющимися волосами и огромными мечтательными глазами.
Женщины души не чаяли в молодом красавце. Но Людвиг всю жизнь был влюблён только в одну женщину – в свою кузину, австрийскую императрицу Елизавету, супругу императора Франца Иосифа I, более известную под именем Сисси. Её считали самой красивой женщиной тогдашней Европы.
Под влиянием Сисси Людвиг принял спонтанное решение о помолвке с её сестрой Софией Шарлоттой. Однажды Людвиг, будучи женихом Софии, увидел, как его возлюбленная играет локонами своего аббата… Разрыв помолвки ошеломил не только родителей Софии, но и родню Людвига и высшую знать. С тех пор Людвиг отказывался от всех навязываемых ему браков и возненавидел всех женщин.
Много говорят о сумасшествии Людвига. Но любого человека, который непонятен, с лёгкостью можно назвать ненормальным и даже сумасшедшим. Любого человека, увлечённого какой-нибудь идеей, можно назвать параноиком.
«Король был не сумасшедшим, а просто чудаком в мире грёз», – признавала его любимая Сисси. Это был последний романтик на троне!
Поль Верлен назвал его «единственно подлинным королём XIX столетия». А многие баварцы убеждены, что более великолепного короля не было нигде и никогда. И сегодня, в день рождения Людвига II, в Баварии устраиваются празднества в его честь.
Людвига считали полусумасшедшим чудаком. Но король оставил после себя непревзойдённые по красоте замки. На их возведение он тратил, прежде всего, свои личные средства, которые отпускало ему государство на его личные нужды. Причём тратил в своём государстве, чем обогатил десятки тысяч подданных. Возводя свои замки, Людвиг осуществил очень выгодную инвестицию в будущее своей любимой Баварии. Он создавал творения, которые украсили страну. Людвиг добился того, что Мюнхенская опера стала лучшей в мире. Множество путешественников приезжает в Мюнхен специально, чтобы послушать оперу. А его замки — одни из самых посещаемых туристических мест Германии.
За то, в чем обвиняли и называли сумасшедшим, теперь его благодарят. Обычная судьба гения!
В продолжение темы замков баварского короля Людвига II, сегодня я расскажу о замке Линдерхоф. Или уж скорее о дворце и удивительном парковом ансамбле. Это один из трех построенных Людвигом замков. Он расположен в 20 км по прямой от Нойшванштайна.
По пути пришлось проехать мимо озер удивительной красоты. Нам повезло проезжать там рано утром, когда туман еще не рассеялся, а солнце только начинало выглядывать из-за гор.
После начала строительства Нойшванштайна (замка Спящей красавицы) Людвиг в 1869 году приступил к перестройке домика лесника, сделал из него «Королевскую виллу» и этим было положено начало сооружения Линдерхофа.
Замок Линдерхоф (Linderhof, в переводе с немецкого — «Липовый двор») - единственный замок короля Людвига II, полностью достроенный при его жизни. Это верно в отношении здания в целом, но внутри отделочные работы продолжались достаточно долго. А окончания реконструкции королевской спальни Людвиг так и не увидел.
Королевскую усадьбу Линдерхоф строили как место для уединенного отдыха. Работы продлились с 1869 по 1886 год.
Идее постройки замка Линдерхоф предшествовала поездка Людвига II в Версаль. Резиденция французских королей так впечатлила мечтательного баварского короля, что строителей и скульпторов неоднократно посылали во Францию для детального изучения Версальского дворца. Подражая своему кумиру Королю-Солнцу (Людовику XIV, королю Франции), баварский король построил Линдерхоф как храм солнцу, символом которого стал павлин. Статуи павлина украшают залы, павильоны и аллеи комплекса. В центре этой роскоши — портреты, бюсты и статуи французского короля.
В Линдерхофе преобладает интимная обстановка. Центральное и самое большое помещение — это спальня «короля ночи», спроектированная театральным художником Ангело Квадлио. Огромная кровать 4 на 4 метра расположена в нише и отделена от остального помещения позолоченной балюстрадой, что придает ей вид алтаря, прославляющего ночное царство Людвига II.
Зеркальный зал использовался как гостиная. Людвиг любил сидеть в нише, иногда проводя там за чтением всю ночь (он предпочитал спать днем и бодрствовать ночью). Огромные зеркала создают невообразимый эффект, отражая свет свечей тысячу раз. Параллельное размещение некоторых зеркал вызывает иллюзию бесконечной аллеи.
Западный Гобеленовый зал (Музыкальный салон) поражает коллекцией стенной живописи и мебели. Картины, напоминающие гобелены, изображают любовные игры пастушков и пастушек. У окна стоит фарфоровый павлин в натуральную величину.
Приемный зал Людвиг II никогда не использовал по назначению. Это был кабинет, где он обдумывал свои новые проекты. В комнате находятся два круглых малахитовых стола (дар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II) и трон с балдахином, украшенный страусиными перьями (восточный символ королевской власти).
Обеденный зал прославился своими невидимыми официантами: для сервировки стол опускался на кухню этажом ниже через люк в полу, и затем поднимался опять уже с готовыми блюдами. Хотя Людвиг обедал в одиночестве, он требовал сервировать стол на четыре персоны — для себя, Людовика XIV, мадам Помпадур и Марии-Антуанетты, которых он представлял сидящими за этим столом.
Грот Венеры - самое знаменитое место в Линдерхофе. Искусственная пещера является иллюстрацией к первому акту оперы Вагнера «Тангейзер». В подсвеченном разными цветами озерце с водопадом плавали лебеди с нимфами. В золотой раковине-лодке пели лучшие певцы, а на острове располагались танцовщицы. Система освещения грота стала прообразом современной цветомузыки. Световые эффекты создавались с помощью стеклянных пластинок, которые приводил в действие один из первых в Европе электрических генераторов.
На территории комплекса расположено еще несколько построек. Мавританский павильон с Павлиньим троном и Марокканский дом, купленный на выставке в Вене, показывают увлечение Людвига восточным миром.
Сады, окружающие замок Линдерхоф, считаются одними из самых красивых творений в истории ландшафтного дизайна. Парк площадью 50 гектаров сочетает элементы итальянского Ренессанса и английского сада со множеством аллегорических скульптур, фонтанов и бассейнов, увенчанных круглым храмом со статуей Венеры. Здесь по-прежнему растет 300-летняя липа, давшая название поместью (Linderhof в переводе означает «Липовый двор»).
* Фото интерьеров дворца взяты из интернета, так как съемки внутри дворца запрещены.
Другие рассказы о замках баварского короля Людвига смотрите в моих статьях.
Если вас заинтересовали мои статьи о Замках короля Людвига и вы хотите продолжения, пишите отзывы.