Проезжая из Руана в Париж, не могла не заехать в Живерни, в усадьбу моего любимого импрессиониста, гениального Клода Моне. Попытаюсь поделиться моими впечатлениями.
Художник впервые увидел деревню Живерни, проезжая мимо на поезде. Клод Моне со своей большой семьей переехал в эту местность, арендовал дом и прилегающий участок в 1883 году и жил в усадьбе вплоть до своей смерти в 1926 году.
К 1890 году Моне смог распрощаться с материальными трудностями, наладить жизнь, выкупить усадьбу и посвятить себя искусству. Он расширил дом до 40 метров в длину, увеличил окна, выкрасил ставни в необычный для того времени зелёный цвет, увил фасад диким виноградом и приступил к обустройству великолепного цветущего сада.
Интерьеры дома Моне тоже обустраивал сам.
Кабинет:
Спальня:
Столовая:
Картин Клода Моне в Живерни практически нет. Есть копии, которые показывают «рабочую обстановку» в мастерской. Сами картины находятся в основном в парижских музеях Орсэ, Оранжери и Мармоттан. Но именно в Живерни можно соприкоснуться с бытом и понять творчество импрессиониста столь непосредственно и живо.
Моне увлекался садоводством не меньше, чем живописью. Как художник, Моне и к оформлению сада подошел с фантазией, воспринимал его как любимое творение, как прекрасную натуру. В любое время года этот сад всегда пестрит яркими красками и просится на полотно.
«Как только какой-то цветок увядает, я его уничтожаю и заменяю новым. Цветы не могут стареть» — говорил Моне.
Он группировал растения по цвету на прямоугольных клумбах. В саду все подчинено цветовой организации. Жена художника Алиса как-то сказала: «Сад — это его мастерская, его палитра».
В 1893 году Моне приобрел по соседству участок земли с небольшим ручьем. Ручей запрудили, развели кувшинки, установили мостик в японском стиле, по берегам посадили плакучие ивы, бамбук, цветы. И пруд вместе с окружающей его территорией превратился в знаменитый Водный сад, изображения которого можно сегодня встретить в собраниях крупнейших мировых музеев.
Водный сад сам является настоящей «живой картиной». Он меняет облик в зависимости от часа дня, времени года, погоды, дуновения ветерка. При малейшем движении перед глазами зрителя предстает новая перспектива. В этом саду царят переливы, отблески, отражения. И облаков, и листвы.
Одно из главных очарований Водного сада — переброшенный через пруд изогнутый мостик в японском стиле. Восточную атмосферу поддерживают умело подобранные деревья и растения. Зелёный цвет для мостика был выбран самим Моне.
Игра света на поверхности пруда с кувшинками стала темой бесконечной серии картин Моне. Всю жизнь будучи «помешанным на цветах», в конце жизни Моне практически целиком отдался страсти к одному растению. Его завораживали отражавшиеся на поверхности воды венчики, и он не переставал пытаться передать эти эффекты на холсте. С самого утра он приходил на берег пруда и часами наблюдал меняющийся пейзаж.
Моне написал почти три сотни полотен в своем Водном саду. 40 из них были крупноформатными. Японский мостик Водного сада стал сюжетом для 45 полотен Моне. На смену серии картин с Японским мостиком пришли водяные лилии. Кувшинкам посвящено больше 250 полотен и почти 30 лет жизни.
Сад в Живерни оказался неистощимым источником вдохновения, идеальным местом для изучения водных пейзажей и отражений. На многих полотнах Моне мы видим одно только водное пространство с кувшинками и отражениями воды и деревьев, линии горизонта нет — вода занимает весь холст, всё становится эфемерным, растворяется, исчезает.
В 1909 году Моне представил 48 полотен из этой серии в галерее Durand-Ruel под заголовком «Кувшинки: серия водных пейзажей». Эта выставка имела огромный успех у критики. Ни один европейский художник до Моне не создавал серий картин, посвященных одному и тому же мотиву.
Некоторые картины Клода Моне из Живерни...
Японский мостик. Мостик в саду Моне, 1896 г.
Живерни весной 1900 г.
Водяные лилии, 1905 г.
Японский мостик. Мостик над прудом с водяными лилиями, 1905 г.
Тропинка в ирисах, 1917 г.
Планирую продолжить писать о местах и музеях, связанных с Клодом Моне и импрессионистами. Следите за моими публикациями.
Мою статью «Живописные утесы Этрета, или По следам Клода Моне» можно посмотреть здесь>>
Использованы личные фотографии, некоторые фотографии Елены Буровой и фото картин из открытых источников интернета.